«…Моя первая и самая любимая учительница»

 

 

   «Пройдут года, столетий нити

Утонут в синей бездне звёзд,

Но слово тёплое – «учитель»

                                                                                Всегда растрогает до слёз.

                       Всегда заставит вспомнить что-то

                       Родное,  близкое тебе…

              В двадцатом веке и в двухсотом –

                 Учитель вечен на земле!»

  

         Пирогова Тамара Михайловна родилась 3 января 1927 года в деревне Ягуново Ягуновского сельского совета Кемеровского района Новосибирской области в крестьянской семье. Основное занятие родителей – сельское хозяйство. Получив среднее образование, раз и навсегда решила стать учителем. В Куро-Искитимской школе начала трудовую деятельность  15 августа 1944 года учителем начальных классов, ей было всего 17 лет. В 1947 году окончила Кемеровское педагогическое училище.

         Из воспоминаний Тамары Михайловны Пироговой:

«Я пришла работать в Куро-Искитимскую школу 15 августа 1944года. Школа в то время находилась в небольшом деревянном доме, состоящем из 4-х комнат. В классах стояли голландские печи. Наш педагогический коллектив состоял из 4-х человек. Время было очень суровое, шла война. У многих на фронте были близкие и родные. Все заботы воспитания детей, организации быта легли на плечи наших женщин. Многим ребятишкам нечего было одеть на себя, а некоторые даже босиком прибегали в школу. Было холодно и голодно. Но в это сложное время мы учили читать и писать, быть честными и порядочными людьми, уважать старших.

         В 1944 году мы давали ученикам только начальное образование, в нашей школе обучалось более 200 учащихся».

         Из воспоминаний бывшего ученика Куро-Искитимской школы Скорикова Владимира Филимоновича: «С первого и по четвертый класс 1944/1948гг. нас учила Тамара Михайловна Пирогова (Кузнецова). И запомнилась первая моя учительница на всю жизнь. Своей добротой, заботой о нас, общением с родителями она старалась обогреть каждого, разделить с нами общее горе, постигшее в те страшные голодные годы каждую семью. Мы рассказывали ей о письмах, которые приходили с фронта, вместе их читали. Она плакала вместе с нами, когда получали вести о гибели родственников. Жили одной большой семьёй. Уроки вела интересно, а главное понятно и доступно для нас. В классах отопление было печное. Тетрадей можно сказать не было, разрезали бумажные мешки на листочки и на них писали».

Тамара Михайловна, как только начала работать в Куро-Искитимской школе, сразу переехала из деревни Ягуново в деревню Куро-Искитим в частный дом.

         В Куро-Искитимской школе Тамара Михайловна проработала 42 года, в первой школе 24 года, в новой – 18 лет. На её счету 11 выпускных классов учащихся начальной школы. Уволилась 13 октября 1986 года в связи с уходом на заслуженный отдых, но и после увольнения неоднократно её приглашали на работу то заменить заболевшего учителя, то на период отпуска одного из учителей.

         Учитель начальных классов, ветеран педагогического труда, труженик тыла.  Бывшие ученики вспоминают её только добрыми словами. И каждый при этом говорит: «Тамара Михайловна моя первая и самая любимая учительница!»

  

                                                         

 

 

   Поисковая группа музея "Родник"

МОУ "ООШ№88"

                                                   Руководитель музея

Г.Б.Бурлина

                                                                 февраль 2010 г.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ г. КЕМЕРОВО

Муниципальное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 88»

 

 

«Образовательное учреждение вчера и сегодня»

(краткие сведения из летописи Куро-Искитимской школы)

 

 

1.Конец Х1Х, начало ХХ века

(из истории сибирской школы)

 

     В истории школы, пожалуй, трудно найти другую такую актуальную проблему, как связь школы с жизнью.

     Сравнительно передовой тип начальной школы дореволюционного времени – земская школа – не нашел в Сибири своего места.

     В начале ХХ века вопрос о всеобщем обучении поднимается на заседаниях ряда дум сибирских городов. Но особую остроту постановка этого вопроса приняла после буржуазно-демократической революции 1905-1907 гг., когда в борьбу за него активно включились народные массы.

     В 1910 году в одном из административных донесений Степной генерал-губернатор уведомлялся полицейскими чинами с мест, что крестьяне-переселенцы, жалуясь на отсутствие школ, «даже не просят, а требуют открытия таковых». В некоторых приговорах вопрос о народном образовании связывался даже с необходимостью свержения самодержавия.

     В Сибири  процесс реформирования образования начался в сельской местности открытием так называемых школ грамоты Ведомственного Православного исповедования (Святейший синод), в ведении которого находились церковно-приходские начальные одно- и двуклассные училища, миссионерские школы.

     Процессы, наблюдаемые в системе образования в России и Сибири, наиболее ярко проявились в Томской губернии, включавшей в начале ХХ века такие современные территории, как Алтайский край, Республику Алтай, Новосибирскую, Томскую, Омскую и Кемеровскую области.

 

2.Тайна названия деревни Куро-Искитим

 

     Деревня Куро-Искитим возникла в 1650 году. Свое название деревня получила по названию реки, которая омывает её с правой стороны. «Кур-Искитим» - название правого истока реки «Искитим». Первая часть названия «Кур» восходит к тюркскому «Куруг» - «сухой». Следовательно, Кур-Искитим – «Сухой Искитим». Летом река пересыхала, что и отражено в названии.

     Из списка селений  Томской губернии Верхо-Томской волости Щегловского уезда от 1917 года усматривается, что деревня Куро-Искитим местным населением называлась – Плешки. Двоякое название Куро-Искитим (Плешки) осталось и до настоящего времени.

 

3. Открытие школы в деревне Куро-Искитим

(1910-1916 гг.)

 

     На  основании документов Государственного архива Кемеровской области установлено, что школьное здание в деревне Куро-Искитим построено в 1910 году. Школьное здание характеризуется следующим образом: «Собственное, специально школьное. Помещается школа в 1-ом здании. Одноэтажное. Фундамент из дикого камня. Материал стен пихтовый, материал крыши тесовый, материал пола деревянный. Другими постройками не затемняется. Водопровода и канализации нет. 2 уборные холодные, отдельные для мальчиков и для девочек. Здание используется по назначению. Печь голландская».

     В процессе поисково-исследовательской работы для уточнения даты открытия первой школы в д.Куро-Искитим на наш запрос в Томский Государственный архив пришел ответ такого содержания:  «В списке сельских училищ Министерства Народного Просвещения по дирекции народных училищ Томской губернии за 1912 год под № 11 значится – Кура-Искитимское Верхо-Томской волости. Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа на 1916 год, заключающая в себе список учебных заведений, свидетельствует о том, что сельское Кура-Искитимское училище в д.Кура-Искитимской (Плешки) Верхо-Томской волости  открыто 1 октября 1911 г. От казны 560 руб., от сельского общества 178 руб. В собственном доме.  Учащихся к 1 января 1916 года – 33 мальчика и 22 девочки. Всего  учеников – 55.

         По динамике численности населения «Кемеровских» деревень на 1911 год в деревне Куро-Искитимской числилось 132 двора, жителей мужского пола – 351, женского – 450, итого жителей – 801.

 

4. Становление образовательного процесса на территории

Томской губернии в период 1913-1920 гг.

 

         Принципиально по-иному на 1 Всероссийском съезде по вопросам народного образования (22.ХП.1913 г. – 3.1.1914 г.) была сформулирована цель школы: «Задача начальной школы, - значилось в решении съезда, - заключается в содействии гармоническому, физическому, нравственному, эстетическому и умственному развитию ребенка».

         Введение всеобщего обязательного начального обучения съезд рассматривал как «настоятельную необходимость» демократизации школы.

         Чехословацкий мятеж в мае 1918 года оборвал мирное течение жизни сибирской школы. На 1,5 – 2 года прекратились связи Сибири с центром страны. Содержание школ  в основном было переложено на земские организации. Затраты земств на нужды народного образования не могли удовлетворить даже минимальных нужд народного просвещения.

         Содержание школьного обучения в сохранившихся школах находилось на предельно низком уровне. Школьные программы оставались без присмотра с царских времен.

         К концу 1920 года вся территория Сибири была освобождена от колчаковских захватчиков Красной Армией. В освобожденной местности тотчас же создавались органы диктатуры пролетариата – ревкомы и партийные органы (ГУБкомы, УКомы РКП(б), волостные ячейки партии).

         Перед ними сразу же встала задача огромной сложности:  восстановление и перестройка на новых началах всей общественно-политической жизни Сибири, в том числе, и разрушенного империалистической и гражданской войнами народного образования.

         В декабре 1919 года издается  «Декрет о ликвидации безграмотности». В 1920 году создается Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Создаются народные дома, клубы, библиотеки, сельские избы-читальни, красные уголки.

         При Сибревкоме 10 января 1920 года создается Отдел народного образования – СибОНО (или Сибнаробраз).

         В Сибири преобладала трехлетняя начальная школа. Учебные планы школ 1 ступени как СибОНО, так и ГубОНО предусматривали предметное преподавание: родной язык, математику, природоведение, географию, гимнастику, пение, подвижные игры.

         Большую роль в решении проблемы приближения школы к потребностям советского общества был призван играть учитель.

        

5.Этапы становления и развития образовательного

процесса в Куро-Искитимской школе

(1920-1940 гг.)

         Становление образовательного процесса разделилось как бы на два периода: 1911-1918 гг. – до революции, а с 1918 г. после революционный период.

         В 1920 году  в д.Куро-Искитим под Народный дом был муниципализирован дом кулака Сбеглова Василия Яковлевича (списки муниципализированных строений по Щегловскому РИКу).

         В документах «Сеть политическо-просветительных учреждений на 1922-1923 гг., 1923-1924 гг.»  в д.Куро-Искитим значится пункт по ликвидации неграмотности допризывников. Обучение грамоте неграмотных допризывников являлось составной частью допризывной подготовки. Закончившими допризывную подготовку считались только те лица, которые прошли не только военное обучение и политграмоту, но научились читать и писать.

         На начало 1923/1924 учебного года по документу «Сеть школ Щегловского уездного Отдела Народного образования» имеются следующие сведения:

 Верхо-Томская

волость

Кол-во

компл. 

Кол-во

жител.

Детей

8-11 лет

Тип

школы  

Кол-во

уч-ся

В чьем

помещении

Куро-Искитимс-

кая

1

870

200

1 сту-

пени

40

Уездный

бюджет,

собствен-

ное

 

 

 

            Чувствовалась острая нехватка учителей. Профессия учителя не являлась массовой. Нередко работали учителями люди, «получившие среднее образование, умудренные в преподавании начальной грамоты».

         С 1 октября 1924 года в Куро-Искитимской школе начинает работать учительница Куликова Александра Михайловна, 1907 года рождения, из крестьянской семьи. Окончила 9 групп 8-ой единой 9-ти комплектной Советской трудовой школы 17 июня 1924 года в городе Томске.

         Из распоряжения Щегловского Городского уездного Исполкома следует, что Куликова А.М. назначена учителем Куро-Искитимской школы и ликвидатором неграмотности в д.Камышиную с 1.Х.1924 года.

         В 1925/26 учебном году вместо Куликовой А.М. принимает школу Сергеева Александра Васильевна, 1875 года рождения Уфимской губернии. Дочь священника православного вероисповедования. Окончила Осинскую женскую Прогимназию 31 мая 1890 года. Сергеева А.В. также  одновременно является ликвидатором неграмотности.

         С 15 сентября 1926 года Сергеева А.В. из Куро-Искитимской школы на основании приказа № 61 Кузнецкого Окружного Отдела Народного образования переводится в химзаводскую школу.

         По документу Всесоюзной школьной переписи на15 декабря 1927 года значится: «Ведомость учащихся школ Соцвоса (социального воспитания), наименование школы – Куро-Искитимская, тип школы – 1 ступени, республика РСФСР, губерния – Сибкрай, уезд (округ) – Кузнецкий, школа № 20, район – Щегловский, селение – Куро-Искитим, сельсовет Комиссаровский.

         Деревня Куро – Искитим  находилась в ведении Комиссаровского сельсовета предположительно со 2-ой половины 1925 года. Комиссаровский сельсовет до 1930 года подчинялся Щегловскому райисполкому. В 1930 году после слияния Кемеровского и Щегловского районов Щегловский исполком   Комиссаровского сельсовета стал подчиняться Щегловскому горсовету. В 1932 году в связи с переименованием города Щегловска в город Кемерово Комиссаровский сельсовет подчинился Кемеровскому горисполкому.

         Образовательный процесс Куро-Искитимской школы развивался в полном соответствии с системой народного образования Кузбасса. Решались вопросы не только о наполняемости классов учащимися, качестве образовательного процесса, но и Комиссаровский сельсовет, и Щегловский райисполком, а затем Кемеровский горсовет проявляли заботу о помещении школы. Так, при обследовании школ в 1926/27 учебном году ставился вопрос о капитальном ремонте школы и увеличении классов, так как школа уже занималась в две смены. Количество учащихся от года к году увеличивалось. Необходимо было либо пристраивать дополнительное помещение, либо подыскивать новое. К тому же здание школы ветшало.

         Выводы и предложения по обследованию Куро-Искитимской школы от 3-4 января 1930 года дают основания предполагать, в каких условиях работала школа, и какое было направление по общественно-политическому воспитанию учащихся: «Условия, в которых работает школа, удовлетворительные. Немного холодное, но этот недостаток устранен тем, что поставлена чугунка. Оборудование нельзя  назвать достаточным, но его хватает. Учебниками школа обеспечена. Плановость работы школы имеет место: есть производственный план, в начале года составлялся календарный план, в расписании очередных работ есть некоторые замечания. Необходимо упорядочить учет посещаемости, развернуть работу по антирелигиозному воспитанию. Уделить место в части интернационального воспитания. Самоуправленческую работу направить по линии создания Совета, охвата неорганизованной детворы, выпуска стенгазет и развертывания внешкольной работы».

         С 1 октября 1930 года вводится  всеобщее обязательное обучение.

 Для того чтобы разместить учащихся, школе необходимо дополнительное помещение. На заседании Комиссаровского сельсовета от 29.03.1930 года решают: «Возбудить ходатайство перед Райисполкомом о закреплении за школой бывшего кулацкого дома в д.Куро-Искитим Багринцева Даниила Тимофеевича».

         В списке преподавателей школы на начало 1937/1938 учебного года начальная Куро-Искитимская школа Западно-Сибирского края Кемеровского района Комиссаровского сельского совета значится под  № 64.

         По своей категории Куро-Искитимская школа относилась к земледельческой. На территории д.Куро-Искитим находились колхоз «2-я Пятилетка», «Промколхоз им.Буденного», усадьба Кемеровской МТС, база Заготскот. В феврале 1940 года произошел раздел Промколхоза им.Буденного  на сельхозартель «К новым победам» и «Промколхоз им.Буденного».

         За Куро-Искитимской школой закреплялись колхозы, которые являлись шефами. Между школой и шефами ежегодно заключался Типовой договор, в котором оговаривались обязательства колхоза и обязательства школы. В основном обязательства колхоза заключались в оказании помощи ш… Продолжение »

Конструктор сайтов - uCoz